Целью настоящего исследования является выявление пространственной динамики населения территорий юга Байкальской Сибири (Иркутской области, Республика Бурятия и Забайкальского края). Исследование велось с использованием статистического, картографического и сравнительно-географического методов; за единицы статистического наблюдения взяты: городские округа и муниципальные районы. Основные результаты заключаются в выявлении главных урбанизированных ареалов и транспортных коридоров в местах максимальной концентрации населения. Так, демографический потенциал иркутской части Транссибирского транспортного коридора составляет более половины населения региона. Оценено влияние уровня развития и размещения производительных сил на демографическую ситуацию и трансформацию систем расселения. Географические аспекты пространственного развития выражаются в усилении двух частично перекрывающихся градиентов концентрации населения и производства: магистрально-периферийного и центрально-периферийного. В настоящее время агломерационные эффекты преобладают над магистральными, однако все агломерации функционируют на магистралях. Современные рыночные условия через рост экономических контрастов, усиление роли важнейших магистралей и агломераций при деградации местной инфраструктуры воздействуют на демографическую ситуацию.
Настоящее исследование направлено на взаимосвязанное изучение расселения, динамики и миграционной концентрации населения в пределах глубинных сибирских районов. Рассмотрена трансформация расселения Верхнеленских районов (Жигаловского и Качугского) Иркутской области как пример сжатия системы сельского расселения. Использовались ретроспективный, статистический, картографический и сравнительно-географический методы; за единицы статистического наблюдения взяты населенные пункты и сельские муниципальные образования. Для выявления особенностей размещения населения применен дазиметрический способ. Контуры сплошь заселенных местностей вычислялись и прочерчивались радиусом в 3 км от границ населенного пункта. Смыкающиеся пятна образуют сплошь заселенные пространства, от которых отходят линейно-полосные элементы расселения, дислоцированные по путям старых коммуникаций (рек и дорог). Исследуемая территория Верхнеленья в основном неоднородно заселена, с редкой сетью поселений преимущественно очагового характера. Выявлены особенности, тенденции и детализация динамики населения с учетом реального размещения населения. Негативным последствием динамики населения является снижение доли верхнеленских районов в населении Иркутской области с пяти до одного процента за период 1939–2024 гг. В настоящее время ареалы расселения сформировались вдоль транспортных коммуникаций и речных долин, наибольшая плотность населения сохранилась в радиусе 60-минутной доступности от районных центров. Современные рыночные условия через усиление экономических и экономико-географических контрастов, выраженных через главные элементы каркаса расселения в виде центров и местных магистралей, воздействуют на демографические и производственные процессы, а далее на расселение.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации